ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

История поселения

Сальские степи всегда отличались более суровым климатом по сравнению с другими районами Ростовской области. Здесь часты суховеи и засухи, пыльные бури и жара, трескучие морозы вперемежку с оттепелями.

В стародавние времена Сальские степи называли Диким полем. Это название как бы подчеркивало, что степь южнее русских земель незаселенная и фактически находилась вне известных государственных образований. Первые переселенцы ловили рыбу, охотились на степных животных, использовали их шкуры для изготовления одежды. Об этом свидетельствуют находки археологов, датируемые 2-1 тысячелетием до нашей эры. Изучение жизни и быта людей эпохи бронзы осуществляется через раскопки курганов - могильников. Хоронили покойников в могиле и сверху насыпали курган. В могилу клали вещи, которыми покойный пользовался при жизни. Много таких курганов в междуречье Сала и Маныча. Есть высокие курганы, есть и еле заметные холмики. Археологи давно изучают их.

На 18 км севернее от станции Калмыцкой (Зимовники) в 1895 году основывается железнодорожная станция Гашун. В 1898 году строительство вокзала, резервуара - водонапорной башни, домов для обслуживающего персонала, к работе приступили дежурные, стрелочники, обходчики. По линии стали курсировать рабочие поезда.

С 1922 года по март 1942 года и с августа 1943 года по май 1953 года станция Гашун территориально входила в состав Юго-Восточной (Управление в г. Воронеже) и Сталинградской (ныне Приволжской) железных дорог (Управление в г. Саратове).

Живописная балка, колодец с пресной водой, бескрайние луга еще в 1910-1913 годах привлекли переселенцев из хутора Рубашкин Мартыновской слободы. Среди них были семьи Гайдиных. В 1917-1921 годах часть семей переезжает на берега степной речушки Мазанки и называют свое поселение Ново-Рубашкин, а прежнее - Старо-Рубашкин. К ним добавляются переселенцы Редкозубовы из Воронежской губернии.

Близость железной дороги, обширные незаселенные места, возможность разводить лошадей, овец, крупный рогатый скот привлекали все больше новых переселенцев, еще до строительства железнодорожной ветки Тихорецкая-Царицын по реке Сал возникают экономии панов Петухова, Верхоломова, Крюкова и другие. Они и основали в дальнейшем временные поселения – хутора.

Рабочие и служащие железной дороги получали жалованье, а жители Гашуна и близлежащих хуторов жили единоличным трудом.

Хутор Ульяновский основали переселенцы из хуторов Бударка и Васильева балка Котельниковской волости Царицынского уезда. Но их исторической родиной была Малороссия: Запорожье и Полтавщина. До 1924 года хутор Ульяновский назывался Троицкий-2., или Новотроицкий, соответственно первый хутор назывался Троицкий-1. Первым жителем будущего х.Ульяновского стал Шевченко Петр Максимович, он выкопал в балке колодец – вода оказалась пресной и очень вкусной, затем пригласил на новое место жительства семьи Бурки, Ольховых, Воловиков, Гудко и других, проживавших в Котельниковской волости. Там украинские переселенцы разводили скот и страдали от нехватки воды. Погрузившись на телеги, запряженные волами, они отправляются на новое место жительства. Хутор стремительно рос и в 1924 г. его называют Ульяновским.

В 20-е годы татарские переселенцы из Красной слободы, Маляевки, Бахтияровки Царицынского уезда переезжают на берега реки Джурак - Сал. Там они подружились с русским жителем Иваном, который катал их на лошадях и помогал во всем. Этот Иван в 1929 году присмотрел место впадения речки Мазанки в реку Сал. Вместе с семьями Тяпаевых, Абузяровых, Бадаевых, Дубиных часть русских семей переезжают в наши края и основывают хутор Ивановский в честь русского Ивана, выбравшего это место.

Хутор Барабанщиков основан на реке Сал в 1909-1910 годах. Назвали его по фамилии богатого скотовладельца, имевшего в наших краях экономию-поместье. Рядом стали селиться кубанские казаки - переселенцы. Хутор был довольно обширным (сейчас уже не существует). После революции часть семей из Барабанщикова стала переселяться на левый берег Сала и основала хутор Ново-Барабанщиков. В настоящее время он находится на стадии вымирания.

В 1923-1924 годах на левом берегу реки Сал переселенцы Курской губернии основывают хутор, названный в память о родных местах Садовским. Для его отличия от уже существующего калмыцкого хутора Садовского добавили слово «Русско». В числе основателей был многочисленный род Усовых.

Гашунский железнодорожный сельский совет начал свою работу в 1930 году 31 августа.

В Гашуне начинает работать магазин, почта, был подведен первый телефон. С начала 30-х годов действует 4-летняя железнодорожная школа. До этого времени гашунские ученики ходили в Ульяновскую начальную школу, открытую в 1925 году. Дальнейшее обучение можно было продолжить в школе № 1 райцентра.

В 1939 году открывается в Гашуне семилетняя школа.

 

Характеристика

 

Северное сельское поселение расположено на северо-востоке Зимовниковского района, который находится в восточной части Ростовской области.

 

Общая площадь муниципального образования 302,97 кв.км. Расстояние от административного центра поселения до райцентра – села Зимовники – составляет 20 километров. По территории Зимовниковского района проходит участок международного транспортного коридора «Транссиб», представленный автомобильной дорогой регионального значения «Котельниково – Дубовское – Зимовники – Сальск – Песчанокопское (от границы Волгоградской области)» и железной дорогой «Новороссийск – Сальск – Волгоград»; Недалеко от юго-западной границы поселения проходит участок дороги межрегионального значения «Морозовск – Цимлянск – Волгодонск – Зимовники – Элиста».

 

В Северном сельском поселении население проживает в восьми населённых пунктах: административный центр х. Гашун (1047 чел.), х.Ульяновский (258 чел.), х.Новорубашкин (179 чел.), х. Русско-Садовский (104 чел.), х. Старорубашкин (52 чел.), х. Власовский (42), х. Ново-Барабанщиков (30) и х.Ивановский (6 чел.).

 

Хозяйственный профиль поселения - преимущественно аграрный. Основными сельхозпроиводителями являются ЗАО «Дружба» и ООО «Хлебороб». В сельском поселении не имеется промышленных предприятий.